Североевропейский дромон. Модель.

Решил я вспомнить молодость и собрать из бумаги модель какого-нибудь парусника. Еще в начальных классах школы матушка выписывала мне польский журнал "Maly modelarz". Там были напечатаны на картоне цветные выкройки, по типу "вырезай и клей". Порывшись в интернете нашел отличный сайт, где есть номера этого журнала с 1958 по 1994гг. Целью замучаться при сборке я не задавался, по этому взял, что попроще: "Норманский парусный корабль" из выпуска  мая 1964 года.
Сканы журнала были распечатаны в ближайшем копи центре на цветном струйнике, на обычной бумаге формата А4. Как выяснилось, после сборки каркаса методом наклеивания выкроек на картон (коробка из под той же бумаги А4), чертежи можно было смело печатать у себя на обычном ч/б лазернике по двум причинам:
  1. Обычная бумага без наклеивания на картон форму не держит;
  2. Обычные огрехи "Малого моделяжа" в чертежах не дают возможность собрать эту модель без доработок (не очень качественный раскрой).
Раскрой обшивки корпуса сильно вело при сборке и корпус оказался недостаточно прочным - бумага прогибалась при попытке взять корабль в руки. Было принято решение обклеить уже готовый корпус тонким картоном под последующую его покраску, а остальные чертежи использовать только в качестве шаблонов, дальше работая только с картоном. Первое фото - это один день работы над моделью (собирали с напарником прямо в магазине, когда не было клиентов). На нем видно, как перекосило коричневую обшивку из обычной бумаги. Теория создания была продумана, начальный результат обшивки тонким картоном меня порадовал, и я решил, что можно продолжить работу дальше, а не отправить, пока не поздно, всё это хозяйство в мусор.
Пара вечеров, индивидуальная подгонка каждого кусочка обшивки (где-то чуть больше отрезать, где-то чуть больше оставить). Вырезал кусочек обшивки из цветной распечатки, прикладывал на место, подрезал лишнее, замечал, где и примерно сколько добавить, накладывал на картон, обводил карандашом, вырезал. Готовый кусочек из картона еще раз подгонялся по месту и только потом приклеивался. Для сборки использовал клей ПВА, а для приклеивания на картон больших шаблонов типа каркаса и палубы - обычный клеящий карандаш. Вот и корпус готов. Лепестки, что торчат над палубой - из обычной бумаги и предназначены для последующего крепежа к ним фальшбортов.
Ну вот и пришла пора стелить нормальную палубу, а не нарисованную на цветном струйнике. Нарезаются полоски нужной ширины и длины, но не все сразу, а по одной. Когда режешь, ножницы все равно немного гуляют и идеально ровно не получается, по этому клеим первую полоску, отрезаем следующую (на ней остались дефекты обрезки первой) и совмещая эти дефекты приклеиваем к первой.
В итоге на палубе нет очевидных щелей и неровностей. Клеить начинаем от середины палубы, с самой длинной полоски и заканчиваем сначала одним краем палубы, а потом другим. Чтобы не путаться, с обратной стороны полосок, где была карандашная разметка, нарисовал стрелочки в направлении носа корабля. Теперь работу можно было прерывать в любой момент, на предмет перекура и попить чаю. На этой фотографии отлично видно, что киль корабля склеен из двух кусков толстого картона и обклеен с обоих сторон тонким картоном под покраску. Торцы киля в последствии так же были обклеены тонким картоном, а его излишки, после высыхания клея срезаны канцелярским ножом. ПВА схватывается достаточно долго, поэтому финальную обрезку ножом делал часов через 8-12. К этому времени клей успевал буквально окостенеть.
Палуба настелена, киль обклеен, утром клей окончательно задеревенеет и когда стучишь ногтем по корпусу, звук такой, будто это монолит, а не когда-то разрозненные кусочки бумаги. Корпус в руке лежит приятно, нигде нет ощущения, что бумага проминается под пальцами. В процессе набора палубы на тонкий картон была перенесена разметка крепления деталей на ней.
Края палубы снаружи вообще не подгонял - эти участки будут полностью закрыты фальшбортом.
Пришла пора заняться собственно фальшбортом. Технология та же: чертим, вырезаем, прикладываем на место, подрезаем излишки, клеим. Сначала приклеил наружную часть, к лепесткам, что торчали над палубой. Сделал карандашом разметку отверстий под весла. Из толстого картона (коробка из под бумаги) приклеил к фальшборту полоски, к которым будет крепиться внутренняя часть. Причем клеил так, чтобы полоски не попадали в места будущих отверстий. Приклеил внутреннюю часть фальшборта. Собрал и установил конструктив для носовой и кормовой платформ, люк в трюм. Отдал Жене на первый этап покраски - палуба. Как, что и когда красить - думайте заранее. Потом будет поздно - или замажете уже покрашенные детали или просто не подлезть будет.
На следующий день красили корпус. Вот тут видно - не покрашенные места внутри фальшборта. Красить не удобно, а Женя уже  умаялась с ним и мы оставили это дело на следующий день. Использовали акриловые краски и самые обычные кисточки. Главное не слишком много лить воды, чтоб краска не растекалась и не размокала бумага.
Склеил платформы, покрасили, установил. Женя по дороге с работы пробежалась по нескольким цветочным магазинам и принесла мне подарок - бамбуковый пруток для мачты (а я то голову ломал, как бы поровнее из дерева выстругать). Клеил и красил всякую мелочевку: трапы, марсы, весла (зубочистки), шлюпку, якоря. Вот наконец покрашены и установлены мачты.
Начинается самое страшное - установка такелажа. Тут всего два варианта - или полностью испортить модель - или придать ей облик настоящего парусника.
В фальшбортах закрепил сделанные из проволоки проушины, к ним будет крепиться такелаж. Натянул ванты. Сделал для них шаблон и установил по месту, натянул выбленки (ступеньки), места стыков промазал самым дешевым бесцветным лаком для ногтей из ближайшего киоска. После засыхания лака обрезал излишки.
Вот что получилось. Конечно, это не профессиональное исполнение. В интернете можно нарыть массу сайтов серьёзных моделистов, которые просто хмыкнули бы глядя на это. Но тут вопрос стоит по другому - я не профи, но красивую вещь сделать хочется, причем особо не заморачиваясь на счет материала и инструментов. В моем варианте еще очень была важна цена постройки модели. Я думаю, что это всё удовольствие обошлось рублей в 300-500.
Ну, не будем о меркантильном, вот еще фото с другого ракурса:
По возможности уделяйте максимум внимания к деталям. Из каждой мелочевки в итоге сложится общий вид Вашей модели. С расстояния двух метров при таком размере, естественно ничего особо видно не будет, но когда человек подойдет ближе, поводить носом, обнюхать модель, вот тут недостаточки и начнут выползать наружу. Особенно для людей, которые имеют хоть какое-то отношение к моделированию.
Пора заняться реями и остатками стоячего такелажа. Реи я выстругал из палочек от мороженого, потом покрасил. Блоки - снимал с провода подходящего диаметра черную изоляцию, отрезал шайбочки нужной толщины и садил на такелаж с двух сторон при помощи того же лака для ногтей.
Долго боялся браться за паруса. Не могли найти подходящий материал и главное, не понятно было, как заделать края, чтобы ткань не секлась. Обшивать край при таком размере - вульгарно получится.
В итоге нашли кусок искусственного шелка. Парус вырезан с небольшим запасом, по краю пропитан ПВА и после его отвердевания вырезан окончательно. Имитация швов - просто провел линии обычным карандашом. По линиям тоже провел полоски клеем ПВА и положил парус на выпуклую поверхность для придания объема и окончательной просушки.
Флаг сделан по такой же технологии. Была мысль покрасить его в два цвета фломастерами, но после высыхания я его случайно положил на влажный стол и все поплыло. По этому сделал заново, но уже просто нарисовал крест красным карандашом.
Щиты распечатаны на струйнике на фотобумаге, наклеены на картон, торцы и задняя сторона покрашены черным фломастером. В конце перед установкой весел сделал подставку. До этого использовал технологическую - её постоянно таскаешь и к концу сборки она будет иметь неприглядный вид. В подставке горизонтальная основа - тоже палочка от эскимо :)
После окончательной сборки Женя устроила фотосессию дромону фотоаппаратом, а не как я, что снимал процесс сборки мобильным телефоном:




Я Вас заинтересовал постройкой модели за "сущие копейки"? Буду рад, если кому-то эта статья поможет найти новое увлечение. Только не начинайте сразу со сложных моделей. Пусть это будет сначала одномачтовое судно, попробуйте свои силы на нем!
*Весь процесс сборки занял около 7 месяцев, но это не каждый день и даже не каждую неделю. Модели в этом журнале, по идее, строятся за месяц - полтора...


Историческая справка:
Первое упоминание о дромоне встречается в жизнеописании короля остготов (540-е годы). Более подробное описание корабля дает Лев философ (IX век). Длина некоторых судов этого класса достигала 41 м. Обшивка была дубовая, с традиционным для севера способом внакрой. Платформы по оконечностям судна закрывались щитами воинов и предназначались для лучников и пращников. Рулевое весло опиралось в одной точке, вокруг которой оно могло вращаться при помощи рукоятки, расположенной под прямым углом к перу весла.
Значительным шагом вперед явилась установка второй, наклонной в сторону форштевня мачты. Более узкий ее парус позволял ходить при боковых ветрах.
Эти типы судов имели наименования: холк, нейв, неф, буза, килс. Создание подобных судов вплотную приблизило северное судостроение к постройке самого распространенного типа балтийского судна - ганзейского когга.

Другие публикации на эту тему:



4 коммент.:

Arth комментирует...

Классно получилось!!!
Сколько мы в детстве наклеели этих моделей, прочитал - прям настальгия заела.
Качну чего-дь с того сайта, да с сыном поклеем, вспомню былое.

Stranger комментирует...

Да, Артур, сам знаешь, это зараза та ещё... :) И сына еще подсадишь :)
Мы не профи, но до чего увлекательно :)

Olga комментирует...

я нашла ВАш кораблик в №5 за 65 год. Или это не он?

Stranger комментирует...

Сильно похоже, что он, там был скан журнала года 60 с чем-то. Не помню уже.